?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вокруг меня сейчас как-то много говорят о важности чтения. В первую очередь классики. И я согласна с этим, потому что чтение классики в зрелом возрасте, когда за спиной свое прожитое, опыт, чувства, сейчас носит совсем иной смысл, нежели это было в школьные годы. Классику я сейчас читаю редко, но метко.
Вот так прошлой весной я прочитала "Тихий Дон" и сразу после закрытия книги махнула по тем местам.
http://vokina.livejournal.com/634487.html
http://vokina.livejournal.com/634868.html
И только сейчас я чувствую себя готовой к следующему произведению (хотя до детей я была книгоманом и убегала в книги от мира вокруг)
Потом сказки, или в обработке тех же классиков или новодел. Может быть... Может быть... Но только после того, как прочитаны сказки без обработки, как они есть. Прочитаны и поняты.
Потому что при чтении авторских произведений нужно помнить, что его написал один, пусть жутко умный и думающий человек, у которого были личные особенности, личные травмы и он смотрит на мир из себя через две маленькие дырочки в голове (глаза), потому взгляд довольно узкий.
А вот сказки. А если не обработанные классиками, которые увидели в них свой один смысл и кастрировали, убрав "лишнее"... Сказки читать важно, потому что там сюжеты, важные не для одного человека, а для всех.
Мне в Ростове подарили такой сборник сказок.
Начала читать первую сказку, а уже мысль понеслась. Сюжет известный: за спасение нужно было отдать то, чего дома не знаешь (первенца, это вообще тема для долгой беседы). Мальчик вырастает, идет исполнять договор как жертва. Встречает помощника, и он говорит про 12 голубиц, которые прилетят к реке, сбросят перья и пойдут, в виде девушек, купаться. И герою нужно собрать перья одной из них.
Только в этом сборнике, где говор местности сохранен, речь о том, что 12-то - голубицы, а тринадцатая - куница.


Вот и убираемое обработчиками лишнее. И это круто меняет дело. Потому что голуби, (птицы вообще) в славянской мифологии образ души. А вот куница - образ женского полового органа (куна, кунилингус - однокоренные слова, имеющие древний корень, как все слова, имеющие отношение к продолжению рода). Тема охотника и куницы основательно обыгрывается в свадебном обряде и имеет ярко выраженный эротический подтекст. И тут смысл сказки меняется. Из "ах, какие красивые души у тех дев, заберу одну себе", речь идет о том, что этот будущий ученик водяного (а девушки - его дочки), забрал девственность одной из них до свадьбы и уже на этой связи, будучи любовницей, она помогала ему выжить, пройти испытания и стать сильным мужем. Ее мужем.
Это подтверждается словами: "Иван-Царевич? Ну, надо нам беду измывать". Хотя какая там беда? Ну взял кунью шкурку, ну вернул, что изменилось?
А еще из этого следует, что она его узнала, когда он из кустов показался. Отдельная ветка для размышлений о суженом и о том, как девицы старались узнать, кто их суженый. И то, что он - Иван-Царевич -- важно. На любой свадьбе молодых на второй день величали "князь" и "княгиня", а задача жены помочь мужу стать царем, волшебные сказки этим заканчиваются. Потому он и Иван-царевич, что потенциал для царя есть, но нужно еще доработать, пройти огранку.
А всего-то деталь, которую "классики-обработчики сказок" опускали. Так что сказки важно читать без обработки.

Comments

( 16 комментариев — Оставить комментарий )
snysmymrik_07
3 мар, 2016 07:54 (UTC)
спасибо, очень интересно!вот это поворот! а такие сейчас сказки просто найти? и детям их с какого возраста читать? в идеале еще бы и с комментариями...
vokina
3 мар, 2016 08:00 (UTC)
Вот тут люди поставили себе цель, напечатать именно такие сборники сказок http://roscha-akademii.ru/Knigi/polnoe-sobranie-skazok
Но это не единственный вариант.
Дети слушали эти сказки с рождения, как и были свидетелями рождений, свадеб, похорон. Они видели, как размножаются животные, как их потом убивают. И я вижу, что если взрослые не накручивают завесу таинственности, то дети нормально все воспринимают. Тем более, что в сказке все в образах, иносказательно. Если бы я не рассказала, вы и сами могли не понять :)
pundyashka
3 мар, 2016 08:06 (UTC)
Аня, да вот это прекрасная мысль про понять) хорошо было бы понимать, о чем сказка, как донести мысль эту основную из сказки до детей например, а вначале и до себя бы неплохо ее донести)))
vokina
3 мар, 2016 08:12 (UTC)
Если родители понимают образы, которые стоят за словами, то и до детей они их смогут донести
maria_tsarevna
3 мар, 2016 12:17 (UTC)
Мне кажется, что если бы стояла такая задача, то и сказка была бы написана прямым текстом. Но сказки и мифы состоят из образов, метафор и символов, которые проникают напрямую в бессознательное и там делают свою работу. Поэтому детям с раннего возраста можно читать сказки прямо как есть, не объясняя, если не спрашивают. Важно брать максимально оригинальный текст и не пропускать "неудобные" и "страшные" куски. Речь идет именно про народные сказки, с авторскими типа Андерсена другая история.
vokina
3 мар, 2016 18:13 (UTC)
Да хорошо бы кабы так, но мы-то знаем, что мы сейчас живем в других условиях. Если раньше все знали чин свадебного обряда, если свадьбы шли сезонами и участвовали в них всей деревней, а потом долго пересказывали, если дети раньше играли в свадьбу, разучивая свадебный чин, то нужды в расшифровке не было. А сейчас она нужна.
Хотя на очень глубоком уровне конечно работа идет и без объяснений.
snysmymrik_07
3 мар, 2016 09:19 (UTC)
спасибо за ссылку! не поняла бы это точно) но сразу поняла,что если бы слушала в детстве такие сказки, выросла бы совсем другой...
vestochka_s
3 мар, 2016 11:00 (UTC)
Спасибо за ссылку.
Давно ищу сборник необработанных русских сказок.
Недавно купила сборник народных сказок из-за красивых иллюстраций, оказалось, что они как раз не авторские, а записанные разными людьми в разных местах. Насколько же они не детские! Но после них адаптированные выглядят несколько оскопленными.
aniyata
3 мар, 2016 11:29 (UTC)

Здравствуйте, а в обработаной сказке одна из дочек тоже помогает герою? То есть практически так же события происходят? Только не очень понятно с чего это она так.
Но никто же не будет в прямую детям объяснять про образ души или куницы. Детям и так и так по-моему интересна сказка, просто менее запутаннее в обработках.

vokina
3 мар, 2016 18:14 (UTC)
Сказки, особенно волшебные, где дело свадьбой заканчивается, не рассчитаны на детей в принципе.
slonikit
3 мар, 2016 10:24 (UTC)
очень познавательно, спасибо
ludychehka
3 мар, 2016 16:44 (UTC)
Аня, добрый вечер
У меня вчера умерла мама. Завтра будут хоронить, а мне совершенно не у кого спросить об обрядах и обычаях этого ритуала :(((
Если не сложно расскажите пожалуйста что нужно сделать обязательно, что нельзя, кто должен это делать. Или дайте ссылку где можно об этом прочитать.
Ищу в интернете, ничего кроме страшилок на тему, что "если так не сделать - скоро все умрут" не нахожу :(((((((

Буду очень благодарна!!!!
vokina
3 мар, 2016 17:44 (UTC)
Быстро написать мне на vokina@mail.ru
snysmymrik_07
5 мар, 2016 09:59 (UTC)
тогда и я спрошу, почему беременным нельзя на кладбище быть? у меня полгода как сына не стало, не могла не пойти.
vokina
5 мар, 2016 13:19 (UTC)
Там история о качестве души, которая может придти. Я бы сейчас в вашем состоянии голову этим не забивала.
( 16 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by chasethestars