?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как только потеплело, у нас возникла проблема с улицей. Следование и так было не ахти, а в легкой одежде и обуви совсем все сломалось. Специально пошли гулять с Е.П. чтобы разобраться, что делать.
Ничего нового я не узнала, именно так я приучала своих собак следить за тем, где я. Уже 8 лет я не пользуюсь поводками, и все умиляются, как это собачки дружно бегут и от меня не убегают. Да потому что они приучены к тому, что не я слежу, куда у меня собаки убежали, а они следят за тем, куда мне придумалось отправиться. Для малолетнего ребенка это тоже неплохое свойство.
Основная задача – научить ребенка идти рядом, чтобы он держал маму за палец.
Сначала работаем в паре. В пару желательно брать человека не сильно для ребенка знакомого. Все трое идут по улице. Деть держит маму за палец. Не мама за руку! А ребенок сам держит маму за палец. Как только детская хватка ослабла, мама разворачивается на 180 градусов и медленно, но уверенно удалятся, либо прячется за ближайшим углом, кустом, деревом. Второй взрослый берет ребенка за плечо, разворачивает к себе, чтобы ребенок видел глаза и строгим голосом говорит: «Где твоя мама. Ты что это тут один гуляешь. Ну-ка быстро ищи маму». При этом подталкивая ребенка к движению в сторону мамы. Деть может сначала не понять, что от него хотят. Решить, что это игра. Поэтому партнер ведет себя последовательно: лицо строгое, интонации тоже, направляет ребенка в сторону мамы, при этом следит, чтобы он не отвлекался от маршрута и не попал под машину. Когда мама оказывается близко, партнер говорит: «Ну-ка возьми маму за руку и крепко держи, чтобы не убежала».
В первый раз нам понадобилось около 1,5 часов, чтобы Гошка понял, что от него хотят. Т.е. он перестал хихикать, когда его тормошат и направляют к маме, стал меньше отвлекаться, а в конце занятия, как только он в очередной раз отпускал мою руку, а я уходила, он практически сразу начинал хныкать и искать меня, т.е. стал воспринимать ситуацию серьезно.
В тот же день вечером я повторила занятие одна. Выбрала место, где машин не было, и стала прятаться. Гошка ходил, как ни в чем не бывало, пока кто-нибудь из прохожих, не видевших меня, не начинал интересоваться: «Ты чей, малыш? Ты потерялся?» В этот момент Гошка начинал искать меня и хныкать, я появлялась в зоне видимости, и он бежал ко мне.
Уже на следующий день он шел, крепко держа меня за руку, и отвлечь его могло только что-то очень интересное, чем я и пользовалась. Пряталась, он спохватывался, что мамы нет (уже на следующий день начал САМ спохватываться!), шел меня искать, а когда уже сильно хныкал, я появлялась (раньше нельзя, он должен понять, что это не веселая игра в прятки).
Прошла уже неделя. Прогресс просто супер! Да, он еще позволяет себе отпустить мою руку, но всего пару раз за прогулку. Как только рассмотрит заинтересовавший предмет, Гошка сразу начинает беспокоится и искать меня (раньше несколько минут мог гулять себе спокойно). Он перестал отходить от меня далеко на «привале». Раньше мне приходилось бегать за ним и приводить на место, сейчас он отходит на пару метров, а потом смотрит на меня и делает пару шагов в сторону, наблюдая за моей реакцией.
Я еще не могу позволить себе расслабиться, но жить стало реально легче.
Ну а когда ребенок будет уверенно в первую очередь следить, где мама, а уже потом глазеть по сторонам, можно будет позволить ему идти просто рядом.

Метки:

Comments

( 23 комментария — Оставить комментарий )
silenta
20 апр, 2007 07:03 (UTC)
Надо же, как интересно! Мой 10,5 мес ребенок учится ходить, и мы гуляем в основном за палец - я ничего такого не знала, просто так удобно мне и ему. Пока конечно про следование речи не идет - он сам ходит нетвердо пока, поэтому боится его сам отпускать. Но теперь понятно. надо эту привычку закреплять.
vokina
20 апр, 2007 07:17 (UTC)
Вот поэтому сейчас смое время отрабатывать следование. У нас этот момент был упущен. Парень отказывался держаться за руку, когда учился ходить. Потом зима, неудобная одежда и комбинезон. Вот дожили почти до года и 8 и только теперь разгребаемся.
silenta
20 апр, 2007 07:41 (UTC)
Да, про следование крепко думаю...пока задатки все к этому на мой взгляд есть, не упустить бы,эх...
vokina
20 апр, 2007 10:09 (UTC)
Кто предупрежден, тот предупрежден. Просто не пускайте то, что есть на самотек. Делов-то. Следование это на самом деле инстинкт, это не искусственное (знаю девочку, мама которой никогда следованием не занималась, а оно само цветет буйным цветом, словно девочка Рожаны обчиталась), а то, что естественно оно легко дается.
eule
20 апр, 2007 07:15 (UTC)
а не подорвет ли это доверие ребенка к маме?
ну, мол, мама вдруг стала всё время куда-то исчезать?

а играть с другими детишками на детской площадке он при таком раскладе осмеливается?
vokina
20 апр, 2007 07:23 (UTC)
Не подорвет. Мама ведь все равно появляется, когда совсем тяжко и от чужих спасает. Ну и у Гошки очень крепкая нервная система, просто очень крепкая. Иногда хотелось бы, чтобы понежнее была.
Есть у меня знакомая, которая однажды такой номер провернуласо своей двухлетеней дочкой. Девочка впервые закинулась и отказалась идти домой. Мама спряталась, ребенок играл еще какое-то время, потом понял, что мамы нет, очень испугался, ОЧЕНЬ, мама тут же появилась и спасла, но девочка всю неделю ночью титю изо рта не выпускала. Вот им одного раза выше крыши хватило, зато больше проблем не было и с доверием все в порядке.
Я пока не заметила, чтобы у него была потребность играть с другими детьми. Разве что понаблюдать. Но он чужих детей не боится.
natarts
20 апр, 2007 09:20 (UTC)
а насколько незнакомый нужен человек? дети же хорошо всех запоминают
он все время идет где-то рядом?
что значит "мама разворачивается на 180 градусов и медленно удаляется"? то есть мама меняет курс и идет назад?
vokina
20 апр, 2007 09:48 (UTC)
Чем незнакомее, тем лучше. Однако у нас Е.П. человек весьма знакомый, зато у нее есть уверенность в действиях. Наверно это более важный аспект.
Мама меняет курс и идет назад, или, если клиент рванул назад, то мама продолжает идти вперед или внезапно скрывается в ближайшей подворотне.
orange_sky_bird
20 апр, 2007 11:16 (UTC)
я на тебя ссылок надавала. спасбио за практику.
vokina
20 апр, 2007 13:04 (UTC)
Да пожалуйста. Вдруг кому-то пригодится.
zhen_ka_ya
20 апр, 2007 15:07 (UTC)
да, спасибо :)
(Удалённый комментарий)
vokina
20 апр, 2007 16:21 (UTC)
На Рожане Вы не нашли ничего вразумительного, потому что это уже относится к педкоррекции, т.е. ситуация, которая у нас с сыном сложилась – это не норма, соответственно способ выхода их этой ситуации тоже не норма. А раз так, то такой вариант нельзя рекомендовать всем. Это как лекарство по рецептам, сначала надо выяснить особенности именно этого ребенка, а потом предлагать выход, который поможет именно этой паре мама-ребенок. У нас вводные такие: год и 8, следование никогда не проявлялось, не смотря на мои усилия, очень устойчивая нервная система, плюс пониженная чуткость со стороны ребенка (он не воспринимает полутона, когда другим детям достаточно поднятых бровей, мой сын реагирует только на сильные раздражители: резкое повышение голоса, либо физическое воздействие (взять за руку и увести). Думаю, что Рожановский пресловутый дядька с мешком, о котором столько споров, для нас не был бы большим потрясением.
Посмотрите выше, я в комментариях писала про девочку, к которой мама лишь единожды применила этот метод. Девочка чуткая и со следованием все было в порядке, это был единственный раз, когда она забыла о маме, находясь на улице, в результате стресс ей пришлось засасывать несколько дней. Возможно, в ее случае инструктор предложила бы какой-то более щадящий вариант воздействия.
Поэтому держите этот способ в уме, но уделите больше внимания профилактике. Давайте повторим еще раз, что мы делаем: с момента, как ребенок пополз везде носим ребенка с собой, не оставляя ни на минуту, даже если пошли на кухню воды попить. Так мы приучаем к тому, что ребенок не остается один, а сопровождает взрослого и создаем благоприятные условия для развития инстинкта следования, который проявляется у большинства детей в 8-10 мес. Начал ходить, берем за руку и перемещаемся в другую комнату, если ребенок был чем-то занят, помогаем перенести предмет занятия, пусть продолжает заниматься, но при Вас.
Когда ребенок начинает делать первые шаги, держась за руку, покупаем обувь для ходьбы. Основные требования к обуви: мягкая подошва и наличие небольшого каблучка. Обувь выбираем в магазине вместе с ребенком: надели и пытаемся ребенка провести, если топает уверенно, то годится, если через пару шагов отказался идти – ищем другую.
В новой обуви начинаем гулять. Ребенок еще не умеет ходить сам и держится за мамин палец (это для него в данный момент естественно, а то, что я сейчас к этому сына приучаю – отклонение от нормы). Если палец отпускает, мама делает пару шагов вперед, ребенок, еще не твердо стоящий на ногах падает, ждем, когда поднимется сам, опять даем палец. Пары раз достаточно, чтобы понять, что маму надо держать за палец (т.е. если все делать вовремя – нет нужды маме по кустам прятаться). До 1,5 лет деть ходит с мамой, держась за палец. Если этот момент нормально пройден, то после 1,5 лет ребенок сам сопровождает маму и старается не отставать. У нас этот период пройден не был, поэтому мы его проходим в более зрелом возрасте (опять не норма). Так что постарайтесь обойтись нормой, а уж если не получится, будете использовать и такие методы.
ke_tt
16 май, 2007 18:19 (UTC)
А у нас тоже проявились проблемы со следованием. Может потому,что по квартире я разрешаю лазать по всем комнатам-даже если я не там? Но вопрос вот в чём-ребёнок (11 месяцев) всего 3 недели как ходит и на улице,несмотря на то,что часто падает без моего пальца-ни за какой палец держаться не желает.Поднялся-и вперёд,куда ему надо. Я беру за руку-он вырывается. И что с этим делать? То есть методы прятания или третьёго взрослого со словами-ищи маму-это не рано? поймёт?
vokina
17 май, 2007 08:05 (UTC)
Я вижу тут две проблемы:
1. Ребенок убегает от мамы
2. Ребенок не хочет держать маму за палец.
Учитывая, что у ребенка только формируется модель поведения на улице, можно обойтись без экстрима с пугачками, если сосредоточиться на второй проблеме. Т.е. если мы научим ребенка, что на улице маленькие дети ходят только крепко держа маму за палец, то проблема № 1 отпадет сама. Согласитесь, трудно убегать от мамы и при этом держать ее за палец. А если нет условий для нежелательной формы поведения, то такая форма поведения сама исчезает, т.к. она не подкрепляется из вне.
Поэтому ищем маму, у которой ребенок идеально ходит за руку (можно обойтись и без нее, но с живым примером надежнее, дети – те еще обезьяны). Идем с этой парочкой (или с другим подготовленным человеком) гулять, как только Ваш клиент отпускает Вашу руку, другая мама строго, без улыбочек говорит: «Ну-ка возьми маму за руку и держи крепко. У нас маленькие дети ходят по улицам только за руку. Посмотри, как Маня идет». Важно, что это делает другой, пусть знакомый, но другой человек, не мама. Мама диктует условия только на своей территории, а на чужой территории, коей является улица, мама охраняет и защищает, а рамки дозволенного указывают окружающие. Ребенок ожидает именно такого расклада и именно поэтому так не эффективно, когда мама строит ребенка на улице сама, а уж если еще окружающие ее не поддерживают: «Да ладно, пусть ходит…», то тогда вообще все плохо. Думаю, для вас этого будет достаточно. Это когда идем по улице.
Когда оказываемся на привале, ребенок может отпустить палец, но в этом возрасте он может отойти от Вас на расстояние Вашего шага и вытянутой руки. Как только он начинает пересекать воображаемую линию, вы его цап за шкварник и к себе. Если ребенка что-то заинтересовало вдалеке, Вы перемещаетесь в ту сторону (за палец), а когда заинтересовавший предмет оказывается возле Вас, отпускайте ребенка.
elya_karamelya
9 июн, 2007 11:59 (UTC)
снова следование... вопросы
Здравствуйте! У нас со следованием все было тт до последнего времени. НАчалось это следование в 8-9 мес. Но я дочь не все время носила за собой по квартире, еще поощряла самостоятельное ползанье за мной. Весь май проболели семьей и дочь буквально не отпускала не на шаг, не довала делать дела и сходить в туалет, получалось, я ее одну оставляла, она с ревом за мной по всей квартире бегала. Когда все хорошо ( и настроение, и здоровье) может сама в другую комнату ненадолго уйти и за мной не пойти, если я выхожу.
Вчера прочла посты на тему следования и забеспокоилась, мы по Рожане жить стараемся, но, многие детали, конечно из форума не узнаешь, вот и открыла для себя много нового... Пошли проверять и отрабатывать наше следование на улицу и сразу возникли вопросы. За палец деть держится, но отвлекается, бросает, я ухожу, но не успеваю отойти дальше 5 м и спрятаться тоже не успеваю, она начинает меня искать, видит и радостно ко мне шлепает. Как я должна себя вести? Пробовала продолжать уходить, деть идет за мной. Поворачивалась к ней и ждала пока догонит - не всегда она подходила к руке, могла остановиться в 2 м и отвлечься.
Сегодня ходили в поликлинику. Там (ждали очередь 1 час) доча к детям отходила и даже уходила за ними за угол. Я пряталась, но попытки искать намного слабее, ч ем вчера на улице. И народу было еще мало в пол-ке, т.е. чувствовала она себя там почти как дома. На руки брала ее, чтоб от курса не отклонялась, но час на руках она уже не может когда вокруг столько интересного и опыт общения с детьми уже тоже есть. Что в таких ситуациях мама должна делать? Нам сейчас год. Как теперь дома быть, начать снова носить/водить за собой?
vokina
13 июн, 2007 09:11 (UTC)
Re: снова следование... вопросы
«За палец деть держится, но отвлекается, бросает, я ухожу, но не успеваю отойти дальше 5 м и спрятаться тоже не успеваю, она начинает меня искать, видит и радостно ко мне шлепает. Как я должна себя вести? Пробовала продолжать уходить, деть идет за мной. Поворачивалась к ней и ждала пока догонит - не всегда она подходила к руке, могла остановиться в 2 м и отвлечься». Мама идет по улице, делая вид, что не оглядывается (ведь Вам как женщине, дано периферийное зрение). Как только дочка заметит, что Вы озабочены и ждете ее, это становится вашей проблемой. Поэтому медленно, так, чтобы она Вас смогла догнать, но «не оглядываясь» уходите. В данной ситуации для начала и партнер не помешает, который будет не давать ей отвлекаться и будет говорить, что: «Детки держат маму за руку, иди к маме, бери за руку и держи ее крепко».

«Сегодня ходили в поликлинику. Там (ждали очередь 1 час) доча к детям отходила и даже уходила за ними за угол. Я пряталась, но попытки искать намного слабее, ч ем вчера на улице. И народу было еще мало в пол-ке, т.е. чувствовала она себя там почти как дома. На руки брала ее, чтоб от курса не отклонялась, но час на руках она уже не может когда вокруг столько интересного и опыт общения с детьми уже тоже есть. Что в таких ситуациях мама должна делать?» В помещении на незнакомой территории ребенок сначала должен сидеть у мамы на руках и осматриваться, чем лучше он разберется каковы тут правила игры, тем безопаснее он будет себя вести. Длится это полчаса, 20 мин. – минимум. Если этого поведения нет, то мама в незнакомом помещении удерживает ребенка на руках, предлагая грудь, игрушки, только не надо его насиловать, просто время сидения на руках постепенно увеличивается и доводится до 20-30 мин. В поликлинике Вы ведь не занимались какими-то делами, не вели беседу с другой мамой? Если так, то поведение как на площадке: отходит дама от вас дальше, чем на 3 метра – за шиворот и к себе. Увидели, что вокруг вас уже все исследовано, пересядьте туда, где неисследованная территория. Если же вы беседовали с другими женщинами, то просто не давали ребенку от вас отходить дальше, чем на 3 метра. Если скрылась из Вашего поля зрения, попросите другого человека, чтобы он привел к вам ребенка, со словами: «Ты чего тут ходишь, ну-ка иди к маме».
elya_karamelya
13 июн, 2007 14:42 (UTC)
Re: снова следование... вопросы
ОЙ, спасибо большущее! Я не очень хорошо разбираюсь в настройках ЖЖ, думала ответа не будет, а он тут как тут)).

По первой части вопроса сегодня интуитивно так и поступала и еще пряталась за дерево и "спасала" когда мася меня искала и не находила (мы были одни в округе).

По второй части будем работать, т.к. несколько визитов еще надо сделать. А вобще мы в поликлинике не умеем себя вести, неходили раньше). Очень ценна для меня идея с неисследованными местами, и с рук спускать не буду теперь, это я сама виновата.
princess_naoko
29 сент, 2007 13:48 (UTC)
Аня, а вот помогите нам, если сможете...
Гуляем с ребенком в основном в слинге, он делает попытки ходить ножками, но пока не уверенно, на улице его почти не спускаю на землю, а если спускаю, то пытаюсь водить за палец, но он вырывается, опускается на четвереньки и уползает куда ему вздумается, я его назад к себе приматываю и гуляем дальше, но, кажется мне, что это не правильно...
А тут вот в зоопарке взялся от меня уползать
С чужим человеком-то, нам наверное еще рано.
А как быть?

ps^ мы ваш слинг получили, оказался еще красивее чем на фотокарточке. спасибо большое. действительно гораздо удобнее чем был у нас уз льна, где под тяжестью малого выползала ткань из колец. осваиваем ваш.
vokina
30 сент, 2007 13:08 (UTC)
Да, нет. Вариант с адекватными чужими подходит для любого возраста в ситуации, когда ребенок начинает вести себя опасно. Например, ребенок в возрасте 5-7 мес. часто пытается улыбаться чужим. Этим он привлекает к себе внимание посторонних, т.е. ведет себя опасно, т.к. лучшая тактика для ребенка на чужой территории – тише воды, ниже травы. В идеале в этой ситуации чужие не отвечают на улыбку, а делают вид, что не заметили, тем самым не подкрепляя действие. (Хм, размечталась)
С уползанием то же самое. Когда Гошке было 6 мес. и мы пришли к инструктору домой на консультацию (у нее дочка была маленькая) Гоха вел себя очень бодро и без вопросов пытался уползать от меня и даже из комнаты, где мы сидели. Несколько раз инструктор возвращала парня ко мне, эмоционально проявляя недовольство, просила мужа гаркнуть на парня – Гоха это всерьез не воспринял. Тогда она взяла его, сказала мне сидеть на месте и унесла в дальнюю комнату, там она сначала строго спрашивала его «Где твоя мама», Гошка (случай у нас был тяжелый) сидел и улыбался, тогда она стала щипать его за попу, добиваясь чтобы он не воспринимал это как игру. В итоге Гоха орал и полз в сторону комнаты, где я сидела, а Е.П. пощипывала его за попу, строго спрашивая, где мама.
Еще раз, у нас был очень тяжелый случай, для многих детей будет достаточно строгого голоса постороннего «Ну-ка, где твоя мама!? Что ты тут один делаешь!?» или даже одного строгого взгляда. Вообще реакция окружающих – очень важный воспитательный фактор. Когда ребенок начинает шуметь, в то время, когда взрослые разговаривают, то ему говорят «Ну-ка возьми титю и сиди тихо, ты нам мешаешь». Когда ребенок начинает выкручиваться во время одевания, окружающие могут шикнуть, чтобы слушался маму. Это с 3 мес. о-очень хорошо работает. Без поддержки маминых действий окружающими маме приходится очень тяжело. Ведь ребенок проверяет, правильно ли он понял мамины слова, действительно ли надо делать так. Сейчас в моем кругу детям по 2-3 года, уже весьма соображающие ребята. Время от времени мы ездим друг к другу в гости именно с целью построить детей, ты моего, я твоего. Желательно иметь такую возможность ежедневно, но обычно домашние на такое не способны. Раза в неделю для поддержания маминого авторитета в целом достаточно, главное, чтобы в остальные дни мама о ведущей роли не забывала.
И не надо опасаться, что дети потом будут бояться этого человека. Они ожидают такого поведения, и после такого построения а)Чувствуют себя уверенно, мама все делает правильно, общественность ее поддерживает, у нее высокий социальный статус.
б) С уважением относится к тому, кто строил, т.к. он вел себя в соответствии с ожиданиями.
История из жизни: у подруги дочка-оторва (2,2) (девочки они вообще сложнее в плане воспитания). К ней пришла «наша» мама с сыном. Девица стала бросать на пол виноград, мама сказала, что так у нас не делают, гостья сказала, давай поднимай, у нас виноград не бросают. Девочка снова бросила виноград на пол с видом «ну и что вы со мной сделаете». Тогда гостья подняла виноградину и засунула в рот девочке, подержав рот некоторое время зажатым. Девочка сильно расплакалась, минут 20 утешалась грудью. Когда утешилась, стала вести себя как обычно, но не вызывающе, а потом еще бросалась на шею к гостье обниматься и строила ей глазки (гостья давно знакома девочке).
princess_naoko
30 сент, 2007 15:57 (UTC)
ясно, спасибо большое, будем работать =)
annarakhmanina
7 дек, 2008 14:48 (UTC)
Аня, у меня вот такой вопрос: что можно и можно ли вообще как-то исправить ситуацию у двухлетнего ребенка, у которого инстинкт следования просто убит на корню? Кузенчик наш абсолютно неуправляемый на улице. Я знаю, как вырабатывается следование у грудников, что мама должна делать, чтобы поддержать этот инстинкт... Но вот что сделать с двухлентим ребенком - не могу понять. А смотреть на бабушку, которая мается с двухлетним убегайцем... жалко ее. Она тут даже ведь спросила у меня, что делать. Это ОГРОМНЫЙ шаг с ее стороны... Но я не могу что-то придумать. Жестко, как мне кто-то из Рожаны говорил, она не сможет. Понимаю, что мать этого кузенчика должна что-то делать, но... короче вот такой вопрос.
vokina
7 дек, 2008 17:03 (UTC)
Сначала это надо отрабатывать с мамой. Как я тут описывала. В особо тяжелых случаях можно организовать Бабая. А уж потом, когда с мамой это закрепится можно и с бабушкой продолжить. Только надо, чтобы поддерживающее окружение на улице с бабушкой было. И все по той же схеме - бабушка спосает, защищает.
annarakhmanina
9 дек, 2008 16:15 (UTC)
Проблема в том, что мама чего-то как-то не хочет вот по такой схеме. Ведь это типа просто характер такой... А коляска и санки лицом вперед тут не причем... Буду пытаться ей объяснить, если она захочет спросить. А пока остается только смотреть на это и ограждать своего ребенка.
( 23 комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

Март 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by chasethestars